Впрыск топлива

Впрыск топлива

Впрыск топлива

Впрыск во впускной трубопровод с двигателем Zetec-SE: 1 - впускной распределительный вал; 2 - форсунка; 3 - впускной канал; 4 - свеча зажигания.

Уже давно под капотом современных автомобилей во впускном тракте бензиновых двигателей задают тон системы впрыска топлива с электронным управлением. В системе выхлопа регулируемый катализатор тройного действия относится к последнему слову техники. Безусловно, все двигатели Focus управляются электронным путём от воздушного фильтра до оконечного глушителя: топливо-воздушную смесь в них готовят последовательные системы впрыска топлива, ассистируют им катализаторы тройного действия. Искрой зажигания управляет система зажигания без распределителя в последовательности 1-3-4-2. Ею управляет, как и всей системой электронного управления двигателем, мощный бортовой компьютер. В Focus используется последнее поколение компьютера Ford EEC-V. Системы в значительной степени не подлежат техническому обслуживанию - возможные сбои в работе, по опыту, можно локализировать только при наличии глубоких профессиональных знаний и электронного измерительного оборудования: без системного тостера FDS 2000 фирмы Ford это будет выше возможностей даже продвинутых любителей. Поэтому при сбоях в работе в системе зажигания в вашем Focus доверьтесь лучше своему дилеру или специалистам. Тем не менее вы должны знать в общих чертах о приготовлении топливовоздушной смеси в вашем Focus. Хотя бы для того, чтобы можно было точнее определить возможные возникающие неисправности. За счёт этого вы сэкономите на дорогостоящей диагностике, так как чем точнее вы сможете сформулировать заказ на ремонт, тем меньше будет будущий счёт. Далее в тексте мы подробно рассмотрим для примера систему приготовления топливовоздушной смеси во всех бензиновых двигателях Ford Focus Zetec-SE.

Впрыск топлива

Сетевой график регулировка двигателя: в обзоре модули EEC-V: 1 - измеритель массы воздуха (MAF) с интегрированным датчиком температуры всасываемого воздуха (IAT); 2 - датчик положения дроссельной заслонки (IAT); 3 - датчик температуры головки блока цилиндров (CHT); 4 - сенсор детонации (KS) только в двигателях Zetec-SE; 5 - датчик положения коленвала (CKP); 6 - датчик положения распредвала (CMP); 7 - лямбда-зонд (HO2S); 8 - выключатель давления сервоуправления (PSP); 9 - датчик скорости движения (VSS); 10 - выключатель педали сцепления; 11 - реле подачи тока; 12 - выключатель зажигания; 13 - аккумулятор; 14 - регулирующий модуль Mk20E-I; 15 - генератор; 16 - EEC-V-PSM с интегрированным PATS; 17 - автоматическая коробка передач только с двигателем Zetec-SE 1,6 л; 18 - подключение диагностического прибора (DLC); 19 - реле топливного насоса (FP); 20 -предохранительный выключатель топлива (IFS); 21 - топливный насос (FP); 22 - клапаны впрыска; 23 - электромагнитный клапан-EVAP-угольный фильтр; 24 - клапан регулировки холостого хода (IAC); 25 - муфта компрессора/переключение вентилятора радиатора - климатическая установка; 26 - электронный модуль зажигания (включая катушку зажигания); 27 - бортовой компьютер; 28 - комбинированный прибор.

Общий взгляд - управление системой впрыска EEC-V

Топливная система

  • последовательный впрыск топлива (SF1)
  • клапаны впрыска с четырьмя отверстиями

Система всасывания воздуха

  • измеритель количества воздуха (датчик MAF); работает по принципу термоанемометрического проволочного расходомера массы воздуха

Система зажигания

  • интегрированная электронная система зажигания (EI) (модуль EDIS интегрирован в EEC-V)

Система безопасности

  • механический выключатель на боковой стенке перед дверью пассажира рядом с водителем

Регулировка отработанных газов

  • регулируемый каталитический нейтрализатор (TWC), установленный в разветвлении трубопровода; прифланцирован прямо к выпускному коллектору
  • обогреваемый лямбда-зонд (HO2S), установленный в выпускном коллекторе
  • система управления паров топлива (EVAP)

Возможности диагностики

  • центральный диагностический разъём (DLC); в области ног за боковой облицовкой левой стойки A
  • диагностика с помощью FDS 2000 и промежуточного модуля коммуникационного процессора (CPU)

Подробно - управление системой впрыска EEC-V

Блок управления EEC-V-PCM (интегрирован PATS): центр электронного управления двигателем. Бортовой компьютер постоянно обрабатывает актуальный информационный материал (число оборотов, давление во впускном трубопроводе, температура всасываемого воздуха, температура охлаждающей жидкости и пр.) и сравнивает его жёстко с инсталлированным пулом данных. После сравнения данных блок управления определяет и рассчитывает, помимо прочего, продолжительность открытия клапанов впрыска с электромагнитным управлением, количество топлива и топливовоздушную смесь. EEC-V-PCM можно перепрограммировать без замены PCM. Важный критерий для того случая, когда вы позднее устанавливаете калибровки с модифицированными стратегиями. Преимущество: при помощи мобильного диагностического прибора фирмы Ford "FDS 2000" можно легко стереть информацию в EEP-ROM и заново "накормить" новейшими программами регулировки двигателя. Данный модуль сервиса есть на борту у EEC-V-PCM в заводской комплектации.

Предохранительный выключатель системы впрыска топлива: во всех Focus находится в боковой стенке перед дверью пассажира рядом с водителем. Выключатель прерывает подачу топлива при утечке в топливной системе, при аварии или сильных сотрясениях. Разрыв в электрической цепи вы распознаете по выскочившей кнопке выключателя. Чтобы активизировать предохранительный выключатель, проверьте вначале топливную систему на герметичность, затем приведите замок зажигания в положение "0" и после этого нажмите на выключатель. Затем на несколько секунд поверните замок зажигания в положение "II" и в заключение в положение "I".

Впрыск топлива

Предохранительный выключатель системы впрыска топлива. Активизируется впереди справа в пространстве для ног.

Измеритель количества воздуха (датчик MAF): находится перед корпусом дроссельной заслонки - между демпфером шумов всасываемого воздуха и всасывающим шлангом - в двигательном отсеке. Термоанемометрический проволочный расходомер MAF работает по принципу постоянного перегрева. Для того чтобы разница в температуре по отношению к проходящему мимо всасываемому воздуху постоянно оставалась на одном уровне, он непрерывно нагревается. Бортовой компьютер на основе разной энергии нагревания определяет действительную плотность всосанного свежего воздуха. Сигналы датчика MAF влияют на:

  • количество впрыскиваемого топлива,
  • момент зажигания,
  • клапан регулировки холостого хода (IAC),
  • систему сбора испарений топлива (EVAP),
  • систему регулировки пониженного давления (EGR),
  • лямбда регулировку,

Датчик положения дроссельной заслонки (датчик TP): находится прямо на корпусе дроссельной заслонки. Работает по принципу потенциометра. Сигналы датчика влияют на:

  • количество впрыскиваемого топлива,
  • регулировку холостого хода и отключение режима принудительного холостого хода,
  • момент зажигания.

Клапаны впрыска: клапаны впрыска с четырьмя отверстиями с боковой подачей топлива помещены в общую трубку распределителя топлива.

Впрыск топлива

Смонтированы вместе: клапаны впрыска с четырьмя отверстиями 1 в бензиновых двигателях Focus находятся в общей трубке распределителя топлива 2.

Датчик температуры всасываемого воздуха (датчик IAT): располагается прямо в корпусе MAF. Сигналы датчика IAT действуют в качестве поправочных величин для:

  • количества впрыскиваемого топлива,
  • регулировки холостого хода.

Датчик положения коленчатого вала (датчик CKP): во всех двигателях Focus находится на фланце коробки передач блока двигателя. Датчик индуктивным путём регистрирует точный угол положения коленвала, а также число оборотов двигателя в данный момент. Его измерительные величины влияют на:

  • количество впрыскиваемого топлива и момент впрыска,
  • момент зажигания,
  • регулировку холостого хода.

Выход из строя датчика CKP парализует всё управление двигателем: двигатель останавливается и не заводится до замены датчика.

Впрыск топлива

1 - датчик CKP; 2 - импульсный сектор маховика.

Датчик положения распределительного вала (датчик CMP): располагается в головке блока цилиндров перед первым кулачком выпускного распределительного вала. Датчик работает по индуктивному принципу. Он управляет:

  • последовательным впрыском топлива.

Его сигнал служит EEC-V-PCM для распознавания 1-го цилиндра. Базовой отметкой служит импульсный кулачок выпускного распределительного вала.

Лямбда-зонд (HO2S): расположен непосредственно в выпускном коллекторе. Он сообщает в блок управления об актуальном содержании остаточного кислорода и отработанных газах. Чтобы свести время срабатывания до минимума (примерно до 3 с), зонд после каждого запуска холодного двигателя дополнительно подогревается электрическим путём. Сигнал лямбда-зонда влияет на:

  • количество впрыскиваемого топлива,
  • работу системы управления испарений топлива (EVAP).

Лямбда-зонд оказывает сильное влияние на функционирование и срок службы каталитического нейтрализатора. Безупречность его работы зависит от постоянной смены слегка обогащённой и слегка обеднённой топливовоздушной смеси.

Пневматический выключатель давления сервоуправления (PSP): находится в напорном трубопроводе гидравлического сервоуправления (справа в двигательном отсеке). В состоянии покоя выключатель закрыт, он открывается только при специфицированном давлении в гидравлической системе. Его сигнал оценивается блоком управления EEC-V-PCM для того, чтобы при необходимости увеличить число оборотов холостого хода. Выключатель PSP влияет на:

  • холостой ход (клапан регулировки холостого хода),
  • количество впрыскиваемого топлива,
  • момент зажигания.

Датчик скорости (VSS): находится в корпусе коробки передач. Датчик VSS работает по принципу Холла. Его сигналы влияют на:

  • увеличение оборотов холостого хода в катящемся автомобиле,
  • отключение режима принудительного холостого хода при движении под гору.

Незаметные помощники - новые ассистенты системы впрыска EEC-V

Регулировка бензиновых двигателей в моделях Focus работает - за небольшими исключениями - по аналогии с двигателями в Fiesta. Поэтому далее мы ограничимся только новыми или изменёнными элементами системы. Новые агрегаты обходятся также без рециркуляции отработавших газов (EGR).

Блок управления трансмиссией EEC-V (PCM): двигателями Zetec-SE и Zetec-E в Focus управляют исключительно 60-контактные блоки EEC V управления трансмиссией. Исключение: 1,6 л Zetec-SE с автоматической коробкой передач (4F27E). В этом сочетании работает 104-контактный блок EEC-V-PCM, так как здесь интегрировано также управление коробкой передач. Кроме того, в PCM работают также блок управления зажиганием (ICM) и электронная блокировка отъезда автомобиля (PATS). Бортовой компьютер и система регулировки скорости обеспечивают PCM в равной степени релевантными данными, например данными о сигнале скорости, числе оборотов двигателя, температуре двигателя и расходе топлива в данный момент.

В PCM заложена также информация о коэффициенте передачи колесо/ось. Если вы должны внести сюда изменения, то в PCM посредством FDS 2000 должна быть внесена информация о "новом коэффициенте передачи".

Сенсор детонации (KS) только в двигателях Zetec-SE: из-за своего относительно высокого коэффициента сжатия (11:1) оба двигателя Zetec-SE снабжены сенсором детонации. Сенсор привинчен прямо на корпусе двигателя в выемке вентиляции картера. Он ни в коем случае не должен контактировать с головкой блока цилиндров или с вентиляцией картера.

Как только достигается граница детонации, KS сигнализирует блоку управления трансмиссией (PSM) о неконтролируемом сгорании. После этого PCM сдвигает момент зажигания соответствующего цилиндра на 1,5° назад. Если этого недостаточно, PCM отодвигает момент зажигания до тех пор, пока сгорание не будет проходить нормально. Примерно после двух секунд отсутствия детонации PCM последовательно сдвигает момент зажигания к границе детонации или - при стандартном качестве топлива - до заданного момента зажигания.

Впрыск топлива

"Пост подслушивания": сенсор детонации в двигателях Zetec-SE.

Датчик температуры головки блока цилиндров (датчик CHT): расположен прямо в головке блока цилиндров. Он делает излишним датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT) в прежней системе управления двигателем. Датчик CHT находится в состоянии непосредственного теплообмена с головкой блока цилиндров, так как работает независимо от охлаждающей жидкости. Его сигналы влияют на:

  • количество впрыскиваемого топлива,
  • регулировку холостого хода (IAC),
  • момент зажигания,
  • систему улавливания испарений топлива с угольным фильтром (EVAP),
  • двигатель вентилятора радиатора,
  • индикатор температуры в комбинированном приборе,
  • сигнальную лампочку "Управление двигателем" в комбинированном приборе и
  • различные функции безопасности при перегревании двигателя.

Впрыск топлива

Датчик ECT экономит: датчик CHT непосредственно в головке блока цилиндров.

Всегда в курсе - диагностика и коммуникативное оборудование системы впрыска EEC-V

Подключение диагностического прибора (DLC): находится в моделях с лево- и правосторонним расположением руля в нижней области левой стойки A за боковой облицовкой в ногах 1. Возможен доступ при открытой крышке.

Впрыск топлива

"Заправочная станция данными": модуль DLC.

Модуль коммуникационного процессора (CPU): переводит язык компьютера EEC-V-PCM на язык, понятный FDS 2000.

Впрыск топлива

"Переводчик": модуль CPU.

Возможно ограниченно - самопомощь в системе зажигания

Как уже говорилось в водной части этой главы, большинство работ над системой впрыска вы должны доверить профессионалу. Он располагает специальными, привязанными к типу контрольными приборами и соответствующими знаниями. При сбоях в работе электронной системы управления для того, чтобы можно было локализовать погрешности, нужно провести различные тесты в совершенно определённой последовательности: только так можно не допустить повреждения электронных узлов и вытекающих из этого последующих повреждений с дорогостоящим ремонтом. По опыту, уже недостаточно обычных знаний любителя и "инструментов для хобби" для того, чтобы надёжно подступиться к системе зажигания Focus. Хотя на практике здесь дефекты возникают крайне редко.