Система смазки

Система смазки

Тот, кто хорошо смазывает, тот хорошо ездит. Хотя не считается, что двигатели Focus расходуют много масла, т.е. являются "пожирателями масла", всё же мы рекомендуем вам не реже, чем после каждой второй заправки, проверять уровень масла. Пока уровень масла находится между отметками "MIN" и "MAX" на щупе, нет причины для того, чтобы доливать масло. Разница между двумя отметками колеблется в зависимости от модели двигателя от 0,5 до 1 л. Никогда не наливайте масло выше отметки "MAX": это может плохо сказаться на радиальных уплотнительных кольцах коленвала и на воздушном фильтре.

Система смазки

Без достаточной смазки двигатели заклинивало бы уже через несколько минут. Поэтому тончайшая плёнка масла защищает от разрушительного трения повсюду, где в двигателе соприкасаются друг с другом подвижные детали: например на поршнях и поршневых пальцах, на рабочих поверхностях цилиндров, шатунных подшипников и коренных подшипниках коленвала или во всём клапанном механизме.

Для того чтобы плёнка смазки "не обрывалась", масло при работающем двигателе циркулирует по филигранному лабиринту трубок, каналов и отверстий. Регулируемую циркуляцию обеспечивает масляный насос, он всасывает моторное масло непосредственно из картера и придаёт ему ускорение внутри описанного лабиринта в направлении нужного адреса. И для того чтобы масло поступало туда максимально "свежим", оно предварительно проходит ещё через масляный фильтр, который в Focus располагается почти сразу за масляным насосом прямо в главном потоке циркулирующего масла. Масляный фильтр отделяет от смазки частицы сажи, продукты истирания металла и прочие чужеродные частицы. Он очищает до тех пор, пока его микроскопически тонкие бумажные пластины сохраняют проницаемость и не загрязнены.

Циркуляция смазки в Zetec-SE

Система смазки

1 -канал смазки к головке блока цилиндров и к клапанному механизму; 2 - канал смазки от масляного насоса к масляному фильтру; 3 - всасывающая трубка масла; 4 - каналы рециркуляции масла к масляному поддону; 5 - главный смазочный канал; 6 - канал смазки к подшипникам коленвала; 7 - соединительный узел масляного фильтра.

Новый масляный фильтр при каждой замене масла

Запомните: масляные фильтры относятся к изнашивающимся деталям, которые должны регулярно заменяться. Регулярно - это означает при каждой замене масла. Засорившийся масляный фильтр пропускает моторное масло через клапан повышенного давления в двигатель, минуя масляный фильтр, но загрязнённое моторное масло ускоряет износ всего двигателя - особенно рабочих поверхностей поршней и цилиндров, распредвала и коленвала. В стандартном случае моторное масло попадает через отверстия и каналы в соответствующие места смазки в блоке двигателя и коленвала, сходным путём оно поступает также в распредвал (ы) в головке блока цилиндров.

Большинству других мест смазки, например поршня и клапанного механизма, достаточно обычной смазки, поступающей путём впрыска, вызванного вращением коленвала и распредвала: оба вала завихряют в своём окружении масло, выступающее в местах смазки. В процессе своего планомерного путешествия по двигателю масло не только сохраняет подвижность всех внутренних узлов, но и отводит большую часть избыточной теплоты, которая образуется в опорных шейках и при каждом рабочем такте. На обратном пути в картер работа у масла не такая напряжённая: оно стекает обратно в картер по специальным возвратным каналам. Здесь масло на короткое время "успокаивается" и, до того как снова окажется под давлением, охлаждается примерно до 75°C.

Давление в системе смазки

Для того чтобы плёнка смазки выдерживала даже максимальные нагрузки, масло всегда поступает в места смазки под давлением. Но слишком высокое давление, например при холодном и вязком масле в течение длительного времени, приводит к повреждению двигателя. Этого не допускает клапан повышенного давления (байпас) в соединительном фланце масляного фильтра. Он открывается примерно при 4 барах и возвращает масло на всасывающую сторону масляного насоса. В здоровых в техническом отношении двигателях Focus масло достигает точек смазки уже при средних оборотах двигателя под давлением около 1,5-2,5 бар (температура масла около 80-100 °C; многоцелевое масло SAE 10W-30). На холостом ходу двигателю достаточно около 0,6-1 бар. Точную информацию о давлении масла вам даст масляный манометр. В Focus он серийно не ставится, но вы сами можете относительно просто установить масляный манометр.

Контрольная лампочка давления масла сигнализирует только о недостаточном давлении

От серийной контрольной лампочки давления вы не можете требовать точной измерительной величины, она горит лишь при давлении 0,3-0,5 бар. Другими словами, контрольная лампочка давления масла предостерегает только тогда, когда грозит повреждение двигателя: при 0,3-0,5 бар уже не обеспечивается надёжная подача достаточного количества масла внутрь двигателя. Например, могут уже появляться сбои в работе, если ваш Focus при слишком низком уровне масла быстро проезжает поворот, возникающие при этом центробежные силы смещают масло внутри картера в направлении внешней стороны поворота - в этой ситуации масляный насос подаёт из картера только горячий воздух. Давление масла неизбежно падает, дорогостоящим результатом могут стать неисправности двигателя.

Если после быстрой поездки по автобану или через горный перевал контрольная лампочка давления масла мигает на холостом ходу, то это верный признак того, что давление масла уже недостаточное. Хотя пока контрольная лампочка гаснет при лёгком нажатии на педаль газа, причин для большого беспокойства нет - действуйте более осмотрительно, "здоровый" двигатель снова охлаждается во время поездки.

Лишь только в том случае, если контрольная лампочка давления масла горит постоянно...

  • Сразу остановитесь и выключите двигатель
  • Проверьте уровень масла и...
  • Как можно скорее долейте недостающее количество. В противном случае осторожно езжайте до ближайшей автозаправочной станции и залейте там масло. Проверьте, действительно ли контрольная лампочка погаснет после этого
  • Если нет, отбуксируйте автомобиль в ближайшую мастерскую, и пусть специалист установит причину. При определённых обстоятельствах вы таким образом избежите тяжёлого повреждения двигателя.