Работа для мастерской - демонтаж и проверка термостата
Демонтируйте термостат только при холодном двигателе. Опытный любитель сможет выполнить эту работу, но в мастерской её сделают лучше. На тот случай, если вы чувствуете себя готовым на это, сбросьте вначале рабочее давление в системе охлаждения и положите наготове необходимые запчасти. Вам нужны: термостат, прокладка крышки корпуса термостата, а также долго сохраняющий эластичность жаростойкий герметик (например, DP 300 фирмы Wurth). Основательно обновите герметизацию - система охлаждения постоянно находится под давлением. Вытекающую охлаждающую жидкость собирайте в чистую ёмкость, после ремонта вы без раздумий можете её использовать снова. Впрочем, если хотите проверить работоспособность старого термостата, нагрейте воду в ненужной кастрюле и проверьте температуру воды термометром для консервирования. На корпусе термостата вы можете прочесть температуру регулирования и сравнить с температурой воды. Всё же мы не советуем вам полагаться на неопрятный внешне термостат.
Этапы работы |
![]() |
- Откройте запорную крышку на расширительном бачке для того, чтобы снизить давление в системе охлаждения. Будьте осторожны, если двигатель горячий: опасность обвариться.
- Подставьте чистую приёмную ёмкость под радиатор, снимите нижний шланг радиатора или отвинтите резьбовую пробку сливного отверстия. Слейте примерно три литра охлаждающей жидкости.
- Ослабьте хомут шланга на корпусе термостата и снимите шланг охлаждающей жидкости.
- Ослабьте крепёжные болты корпуса термостата, осторожно снимите корпус, если нужно, немного помогите себе лёгкими ударами (резинового или пластмассового молотка) по корпусу.
Корпус термостата двигателя Zetec-E.
- Тщательно очистите уплотнительные поверхности, положите термостат в корпус (стрелка на корпусе указывает в направлении радиатора), новую прокладку смажьте с двух сторон тонким слоем уплотняющего средства (например, DP 300) и зафиксируйте на фланце.
- Осторожно положите сверху крышку корпуса, нанесите немного уплотняющего средства между крышкой и резьбой, установите и равномерно затяните болты.
- Закрепите шланг охлаждающей жидкости, налейте слитую охлаждающую жидкость, если нужно, добавьте.
- Прогрейте двигатель на средних оборотах, постоянно проверяйте все монтажные места на герметичность. Закройте расширительный бачок.
Небольшие различия: принципиальная конструкция термостатов почти идентична во всех моделях Focus. Хотя есть различия в температурах регулировки.
Двигатель "закипает" - неисправный вентилятор радиатора
Система охлаждения вашего Focus в равной степени справляется с длительными пассажами холостого хода и со стрессовыми поездками по горным перевалам. Если, тем не менее, температура поднимается до точки кипения, то причина может быть в "бастующем" вентиляторе радиатора. Не буксируйте сразу свой автомобиль (см. программу перегревания РСМ): пусть двигатель остынет, и плавно езжайте в ближайшую мастерскую. Хотя по возможности вы должны избегать холостого хода и медленной езды на высоких передачах, ваша минимальная осторожность ненужно нагревает двигатель - через радиатор в том случае проходит слишком слабый поток встречного воздуха.
Будьте осторожны: если прогретый двигатель только что выключен, никогда не держите руки рядом с вентилятором! Вентилятор даже при выключенном зажигании может внезапно заработать.
Первая помощь - замкнуть термовыключатель
Этапы работы |
![]() |
- Проверьте вначале предохранитель вентилятора.
- На втором этапе отсоедините многоштырьковый разъём от термовыключателя.
- Замкните контакт, подающий напряжение, с контактом массы в разъёме. Так вы исключите термовыключатель из электрической цепи. Если вентилятор включится, термовыключатель неисправен. Если он не заработает, то либо нарушена проводимость в подводящем проводе, либо неисправен сам вентилятор.
- До окончательного ремонта хорошо зажмите перемычку провода. А для того чтобы зажатый провод не попал под лопасти вентилятора, зафиксируйте его конец клейкой лентой в подходящем месте.
Демонтаж вентилятора радиатора
Этапы работы |
![]() |
- Надёжно поднимите переднюю часть автомобиля. Отсоедините провод массы аккумулятора (клемма 31) и многоштырьковые разъёмы (стрелки) на дефектном двигателе вентилятора.
- Ослабьте крепёжные зажимы вверху на радиаторе.
Отсоедините многоштырьковые разъёмы от двигателя вентилятора.
- Вначале немного приподнимите вентилятор с опорой и отожмите из опоры. Затем вместе с облицовкой выньте из двигательного отсека.
- Демонтируйте двигатель вентилятора (три болта на воздуховоде).
- Демонтируйте лопасти вентилятора на вале двигателя вентилятора. Предварительно пометьте положение лопастей вентилятора по отношению к валу.
- Установите новый двигатель в обратном порядке.
Демонтаж радиатора
Этапы работы |
![]() |
- Надёжно поднимите переднюю часть автомобиля. Отсоедините провод массы аккумулятора (клемма 31) и разъёмы проводов на двигателе вентилятора.
- Отсоедините провод от направляющей. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения в ёмкость.
- Демонтируйте верхний шланг радиатора.
- Демонтируйте нижний шланг.
- Отсоедините вентиляционный шланг.
- Отсоедините разъём к рожку звукового сигнала.
- Вывинтите болты на правом и левом кронштейне радиатора (стрелки).
Вывинтите крепёжные болты.
- Выньте радиатор с облицовкой вентилятора.
- Демонтируйте облицовку вентилятора на радиаторе так, как описано.
- Выньте из зажимов облицовку вентилятора.
- Снимите облицовку вентилятора.
- Перед монтажом проверьте резиновые насадки на вентиляторе на наличие повреждений и возрастных трещин. Резиновые фасонные детали слегка натрите вазелином.
- Вставьте радиатор в сборе. Важно: крепёжные выступы должны быть вставлены правильно.
- Затяните кронштейны радиатора на 25 Нм.
- Завершите монтаж в обратной последовательности.
Замена шлангов охлаждающей жидкости
Если во время движения в вашем автомобиле лопается шланг охлаждающей жидкости, загерметизируйте временно место утечки клейкой лентой. Для надёжности немного ослабьте запорную крышку радиатора: тогда рабочее давление не сможет подниматься и залатанное место продержится до окончательного ремонта. Во время движения постоянно следите за индикатором температуры двигателя и не идите ни на какой риск с температурой. В качестве запчастей покупайте только оригинальные шланги, так как они гарантированно подходят и не затвердевают уже некоторое время; вы должны также хорошо осмотреть шланговые хомуты - замените заржавевшие хомуты.
Этапы работы |
![]() |
- Слейте охлаждающую жидкость в ёмкость.
- Ослабьте шланговые хомуты, снимите шланги.
- Плотно сидящие концы шлангов ослабьте с помощью отвёртки. Вставьте отвёртку между шлангом и штуцером и затем осторожно отожмите от каждого подключенного штуцера.
- Установите новые шланги с вазелином и достаточно далеко надвиньте на штуцеры, чтобы они во время поездки не смогли соскользнуть.
После демонтажа шлангов радиатора или топливных шлангов вы должны зажимные шланговые хомуты 1 и 2 заменить на винтовые шланговые хомуты 3, которые не врезаются в шланг так глубоко и их зажимной эффект существенно лучше дозируется и распределяется.