Давление сжатия (устранение неисправностей двигателя)

Превышение числа оборотов и долговечность двигателя

Превышение числа оборотов сокращает срок службы двигателя. Когда вы слишком сильно поднимаете обороты своего двигателя, то могут возникнуть неконтролируемые вибрации в кривошипно-шатунном или клапанном механизме. Если вибрация становится слишком сильной, неизбежны механические повреждения кривошипно-шатунного или клапанного механизма на длительный срок. Сломанные пружины клапанов, сорванные клапаны, задиры поршней, разорванные шатуны или сломанный коленвал, как правило, типичные признаки поломок вследствие чрезмерной частоты вращения двигателя. Это неизбежно влечёт за собой дорогостоящий ремонт или даже полный выход из строя двигателя. Современные двигатели без жалоб  "переваривают" продолжительную частоту вращения примерно на 20% ниже максимального числа оборотов. Для Zetec-SE 1,4 л это около 4000 об/мин, для Zetec-SE 1,6 л - даже 4800 об/мин, и Endura Turbodisel при длительной работе на 3200
об/мин почти не выходит из равновесия.

Измерение давления сжатия

Если со временем у вас возникает впечатление, что двигатель стал менее темпераментным по сравнению с тем, каким он был в первые дни, то потеря мощности может быть обусловлена механическими причинами. Наиболее распространёнными причинами являются: высокий износ между поршнями и цилиндрами, изношенные поршневые кольца, негерметичные или сгоревшие клапаны, повреждённая прокладка головки блока цилиндров, изношенные клапаны впрыска или свечи зажигания. В конце такта сжатия возникают высокие компрессионные давления, которые ещё более резко возрастают при сгорании топливовоздушной смеси. Для поршней и поршневых колец, гильз цилиндров, клапанов, седел клапанов, прокладок стержней клапанов, а также для прокладки головки блока цилиндров это означает высокую термическую и механическую нагрузку. Такие симптомы, как неудовлетворительное поведение при запуске холодного двигателя или неровная работа двигателя, повышенный расход масла и топлива, шлейф белого или синего выхлопа,
повышенная температура жидкости, ухудшение параметров отработанных газов, пониженная мощность, долгое время оповещают, как правило, о развивающихся дефектах двигателя. Для получения общего представления вы должны примерно через каждые 60 000 км пробега измерять давление сжатия. Впрочем, это относится не только к бензиновым, но в равной степени и к дизельным двигателям.

Ориентировочные величины давления сжатия

Величины давления сжатия для вашего Focus отличаются незначительно в зависимости от коэффициента сжатия. Наши ориентировочные величины приводятся для двигателей в безупречном механическом состоянии. Хотя в оценке состояния двигателя важна не столько абсолютная высота показателя давления сжатия, сколько то, чтобы эти показатели во всех цилиндрах были одинаковыми. Отклонения максимум до 2 бар ещё приемлемы, но за пределами этого допуска уже нужно, чтобы дефект локализовал специалист. На первом этапе он проведёт измерение потери давления.

Совершенно нормально - в старых двигателях давление сжатия ниже

В старых двигателях давление сжатия неизбежно понижается. Нет основания для беспокойства, так как важна, как говорят, не столько абсолютная высота показателя давления сжатия, сколько то, чтобы эти показатели во всех цилиндрах были одинаковыми. Только если показатели достигают предела износа, вы должны иметь в виду обширный ремонт или приобретение двигателя по обмену. Если различие в величине давления сжатия в цилиндрах превышает 3 бар, то это, как правило, указывает на одну из следующих причин:

  • износ поршней или поршневых колец,
  • залегшие изношенные поршневые кольца за счёт нагара после сгорания в кольцевых пазах,
  • некруглые рабочие поверхности цилиндров - часто следствие лёгкого зажима поршней или залегания поршневых колец,
  • нагар или маслянистая корка на стержнях клапанов или поверхностях сёдел клапанов,
  • разбитые клапаны,
  • сгоревшие клапаны - вызвано недостаточным клапанным зазором или термической перегрузкой.

Являясь квалифицированным любителем, вы можете, разумеется, и сами измерить давление сжатия. Хотя для этого вам нужен помощник, который заведёт двигатель стартером, и манометр. В хорошо оснащённых любительских мастерских манометр относится к базовому оборудованию. Вначале вывинтите все свечи зажигания (форсунки в дизельном двигателе) из головки блока цилиндров и убедитесь, что все клапаны установлены правильно. Во время проверки помощник до конца отжимает педали газа и сцепления, таким способом вы полностью заполняете цилиндр. Так как дизельные двигатели с внутренним образованием смеси всегда всасывают одинаковое количество воздуха, то ваш помощник может оставить слева педаль газа в Focus с дизельным двигателем. Разумнее начать с первого цилиндра и затем продолжать по очереди. Считайте обороты коленвала до создания максимального давления и возьмите эту величину в качестве критерия для других цилиндров: чем более плавно растёт давление сжатия, тем здоровее
цилиндр. По опыту, в здоровом двигателе максимальное давление должно установиться примерно после 6-8 оборотов.

Основа надёжных измерительных величин - мощный стартер, полностью заряженный аккумулятор

Хотя это и прописная истина, мы всё же здесь ещё раз настоятельно указываем на то, что основой получения надёжных измерительных величин являются мощный стартер и заряженный аккумулятор. Так как если коленвал вращается не спеша, столб газа растёт во впускном коллекторе неохотно - в измерении в таком случае мало смысла. Если вы установите большие отклонения, дальше локализируйте дефект с помощью теста потери давления. Обращение с этим прибором предполагает наличие некоторого практического опыта, поэтому наш совет: лучше доверьте проведение теста потери давления специалисту.

Так вы локализируете неисправность

  • Если давление сжатия слишком низкое, капните немного моторного масла из маслёнки в отверстие для свечи зажигания (отверстие форсунки в дизельных двигателях) и повторите измерение. Это загерметизирует пространство между поршнем и стенкой цилиндра.
  • Если показатель не изменится, исходите из того, что давление уходит через клапаны, сёдла клапанов, направляющие клапанов, головку блока цилиндров или через прокладку головки блока цилиндров.
  • Если вы получите более высокие показатели, это указывает на износ поршневых колец или рабочих поверхностей цилиндров.

Измерение давления сжатия

Этапы
работы
Давление сжатия (устранение неисправностей двигателя)
  • Прогрейте двигатель перед измерением (эксплуатационная температура). За счёт этого устанавливается монтажный зазор всех подвижных узлов.
  • Отключите зажигание (клемма 15), отсоедините разъёмы свечей зажигания и демонтируйте все свечи.
  • Поставьте машину на ручной тормоз, рычаг переключения передач переведите в нейтральное положение, нажмите на педали сцепления и газа.
  • Резиновый конус манометра прижмите к отверстию для свечи зажигания (в дизельном двигателе - к отверстию форсунки) первого цилиндра, если нужно используйте подходящий переходник.
  • Помощник проворачивает двигатель стартером примерно 6-8 раз. Максимальное давление достигнуто. Важно в бензиновых двигателях: лучшее наполнение свежей рабочей смесью (внешнее приготовление рабочей смеси) достигается только при полностью отжатой педали газа.
  • Считайте измеренную величину и запишите. При манометре с самопишущим прибором переключите его на следующий цилиндр.

    Давление сжатия (устранение неисправностей двигателя)

    Резиновый конус манометра должен герметично закрыть отверстие для свечей. По вашей команде помощник приводит в действие стартер. Стартер нужно проворачивать до тех пор, пока не остановится самопишущий измерительный прибор.

Ориентировочные величины давления сжатия
Двигатель (кВт/л.с.) Нормальное Предел износа
1,4 л Zetec-SE (55 кВт/75 л.с.) 12-14 10
1,6 л Zetec-SE (74 кВт/100 л.с.) 12-14 10
1,8 л Zetec-E (85 кВт/115 л.с.) 12-14 10
2,0 л Zetec-E (96 кВт/110 л.с.) 12-14 10
1,8 Endura-Turbodisel (55 кВт/75 л.с.) 28-34 24
1,8 Endura-DI-Turbodisel (66 кВт/90 л.с.) 28-34 24

Практический совет - Давление сжатия снижается

Если давление сжатия падает в одном из перечисленных ниже узлов, то, по опыту, причины в следующем:

  • впускной коллектор или впускной демпфер - негерметичный впускной клапан
  • открытый радиатор или расширительный бачок с охлаждающей жидкостью - дефектная прокладка головки блока цилиндров или трещина в головке блока цилиндров
  • открытый маслоналивной патрубок или щуп для измерения уровня масла - изношенные стенки цилиндров, рабочие поверхности поршней или поршневые кольца
  • выпускная труба глушителя - негерметичный выпускной клапан

    Давление сжатия (устранение неисправностей двигателя)

    Повторите процесс измерения поочерёдно на всех четырёх цилиндрах. Важнее абсолютного давления одинаковые величины давления в цилиндрах.